Из истории бисера

Первый бисер появился там же, где и всё человечество, – на африканском континенте. В Древнем Египте ещё в третьем тысячелетии до нашей эры мастер выплавил хрупкое прозрачное стекло. Много позже оно пришло в Европу, а затем распространилось по всему миру. В Александрии на знаменитых стекольных фабриках изготавливались совершенные по выделке пёстрые бусы с затейливыми белыми узорами по цветному фону. Именно они стали прообразом венецианских украшений под названием Millefiori. Совершенствуя техническое мастерство, древние египтяне стремились уменьшить размер бусины, придать ей изящный вид, заставить солнечный свет, отразившись на поверхности бисерного изделия, заиграть всеми цветами радуги. В Каирском музее хранятся одежды из бисерной сетки, на которой разноцветным бисером изображены египетские божества. Музеи Европы хранят несколько ранних образцов изделий конца XII – начала XIII веков, где наряду с настоящим жемчугом и кораллами использован мелкий шлифованный александрийский бисер. Тонкая и сложная технология его выделки не привилась в европейских странах, а та стеклянная масса, которая производилась на стекольных заводах в Германии и Галлии, шла преимущественно на изготовление мозаик и эмалей. Впоследствии лишь в Византии были раскрыты секреты мастерства по выделке рафинированного стекла и, как следствие, бисера. Именно здесь возникла технология изготовления стеклянных изделий. Античные изделия из стекла – ожерелья, бусы, сосуды – были по-разному окрашены и отделаны металлическими нитями. Из Византии и римских колоний производство бус и бисера распространилось в Европу и, в частности, в Венецию, которая стала важнейшим центром этой продукции. В течение многих десятилетий Венеция держала пальму первенства по экспорту бисера и стеклянных изделий, которые приносили Венецианской республике большую часть её доходов. Венецианцы ревностно оберегали секреты стекольного производства. В то время в республике были изданы специальные законы, поощрявшие работу мастеров стекольного дела, предоставляя им возможность выдавать своих дочерей замуж за патрициев, и их дети впоследствии также становились патрициями. Наряду с этим правительство, чтобы сохранить монополию, запретило художникам и мастерам передавать секреты своего искусства в чужую страну. Сенат приравнивал это к государственной измене. В 1221 году все стекольные мастерские Венеции были перенесены на остров Мурано. Где сформировалась колония бисерщиков. Венецианский бисер был очень популярен в европейских странах, помимо этого бисер являлся прекрасным меновым товаром в тропиках, его огромная популярность среди туземцев Америки послужила ещё большему расцвету бисерного дела. Однако наивысшего расцвета оно достигло в конце XV - начале XVI веков. Эпоха Возрождения оставила нам замечательные произведения, свидетельствующие об изысканном вкусе и мастерстве итальянских мастеров. В музее Гамбурга представлен костюм, изготовленный в Италии в эпоху Возрождения: на чёрном фоне мелким блестящим бисером вышит орнамент из птиц и животных среди фантастических растений. Из бисера изготовляли ожерелья, серьги, бусы, для праздников и ритуальных служб. В этих изделиях с бисером нередко сочетали натуральные драгоценные камни, что делало украшения более оригинальными. Долгие годы венецианцы оберегали свои секреты, но к концу XVII века стали создаваться новые мастерские по всей Италии и за её пределами. На протяжении полутора веков в острой борьбе, основанной на конкуренции, был создан удивительный по красоте и тонкости выработки бисер, который превзошёл все предыдущие виды. В лучших старинных вышивках ряд бисеринок, нашитых на холст, оказывается равным толщине линии холста. Такой бисер создавался во Франции. Судя по изделиям, дошедшим до наших дней, расцвет бисерного рукоделия в странах Западной Европы пришёлся на конец XVIII – начало XIX веков. Плетением, вышивкой и вязкой с бисером занимались не только модистки, украшавшие туалеты своих клиенток, но и аристократки: так, в гостиной замка Favorite в Бадене сохранилось полное убранство комнаты XVIII века – гобелены, ковры, столешницы, вышитые в стиле Людовика XIV. Они считаются произведением одной из маркграфинь Баденских. Наряду с созданием таких крупных работ, рукодельницы из различных из различных слоёв общества быстро перенимали приёмы и методы работы, создавая множество мелких, уникальных по тонкости исполнения вещиц – кошельков, футляров, чубуков, чехлов, миниатюрные вышивки, изделия, вязанные бисером. Благодаря прочности и относительной дешевизне бисер стал популярным материалом. Его охотно импортировали многие страны Европы и Россия. В Древней Руси также создавали прекрасные образцы украшений и предметов с жемчугом, кораллами, бирюзой. Приёмы плетения, низания и вышивки были знакомы русским мастерицам издревле. Они делали повязки, кокошники, воротники, оплечья, прошивки, коймы, накосники, которые сегодня можно увидеть в музеях. Время не властно над бисером: как и сотни лет назад, на поверхности стеклянных крупинок продолжают играть блики. С XVIII века бисерные вышивки широко использовались в убранстве дворцового, дворянского столичного, а позже и усадебного интерьера. Именно в это время родилось новое явление – русский бисер. Вышитые, сплетённые, связанные предметы имеют самое разное значение и тематику: от изображения флоры до бытовых сценок. Почувствовав красоту бисера, русские мастерицы не обошли вниманием и памятники религиозного культа. Из бисера делали образки и чётки, им вышивали оклады икон, воздухи и покровцы. А икона, сплошь выполненная из бисера или стекляруса, может украсить любой храм. Хорошо сохранились и дошли до нас подставки для свечей с изображением гирлянд цветов; нашивные кресты, выполненные золотым бисером; пасхальные яйца, обвязанные мельчайшими бусинками; подлампадники, сделанные из проволоки, унизанной бисером, стеклярусом и бусами. По материалам книги «Бисерные украшения» под авторством Н.К. Зайцевой
Сохраняй и делись с друзьями
Еще статьивсе статьи
Добавить работу