Построение композиции и узора.

Узор – это сочетание линий, форм, красок, в целом создающих декоративный эффект. В свою очередь совокупность ритмически повторяющихся узоров называется орнаментом. Композиция орнамента – это объединение различных элементов в одно художественное целое, единое по форме и содержанию. При разработке композиции нельзя рассматривать орнамент отдельно от украшаемого предмета. Орнамент является частью общей композиции декорируемого предмета, поэтому его расположение и цвет играют очень большую роль в восприятии изделия в целом. Создавая любой орнамент, необходимо стремиться к его цельности, подчинённости образу, форме и назначению украшаемого предмета. Следует учитывать, что сам фон и конфигурация декорируемой поверхности есть элемент общей композиции, подчёркивающий особенности узора. Для орнамента характерно чередование элементов или групп элементов, соразмерность его частей. Орнамент может украшать всё изделие или какую-либо его часть. В построении любой, в том числе и декоративной, композиции используются различные приёмы, позволяющие наиболее полно выразить идею произведения. Это ритм, симметрия, раппорты, пропорции. В грамотно составленной композиции всегда можно выделить главные и соподчинённые элементы узора. Один из главных элементов – композиционный центр, концентрирующий в себе основную смысловую нагрузку. Если в работе присутствуют несколько зрительных или смысловых акцентов, то композиция становится раздробленной, лишённой цельности, распадающейся на несколько частей. Положение композиционного центра на плоскости может быть различно. Если он располагается в центре орнамента, то вся композиция будет выстроена по принципу геометрического равновесия, симметрии, а при смещении композиционного центра в сторону от центральной оси элементы, занимающие другую часть композиции, должны уравновешивать весь орнамент в целом, придавать ему устойчивость. Где бы ни находился смысловой центр, на плоскости должно возникнуть определённое зрительное равновесия правой и левой стороны орнамента. Наиболее уравновешенные композиции построены по принципу симметрии. А при создании ассиметричного узора необходимо включить в композицию зрительный противовес. Выделить композиционный центр можно размером, цветом, тоном. Безусловно, композиционный центр является важным, но отнюдь не единственным элементом декоративной композиции. Орнамент довольно часто строится на основе равенства входящих в композицию элементов. Подобный орнамент отличается ритмичностью, подчёркнутой декоративностью. Композиция, построенная на строгом равновесии масс, повторяемости одинаковых элементов, характеризуется статичностью. Одно из проявлений статики – симметрия. Построение симметричного рисунка может осуществляться как по одной, так и по нескольким осям симметрии. Резко звучащие контрасты (масштабные, тоновые) создают напряжение, динамику. Динамичность композиции нередко выражается в ассиметрии. При этом изображения строятся на резких сдвигах центра композиции относительно центральной оси украшаемой плоскости. Сущность ритма состоит в повторяемости элементов изображения. Простейший пример ритмичного орнамента – узор, составленный из двух чередующихся мотивов. Чередование равных элементов вызывает ощущение покоя, тогда как разновеликость деталей орнамента, напротив, придаёт композиции динамичность. То же самое можно сказать о чередовании интервалов. Одинаковые элементы, чередующиеся через неравные интервалы, создают напряжённый неровный ритм. При работе над композицией применяются различные виды ритмов – линейные, цветовые, тоновые. Пример простейшей композиции, основанной на цветовом ритме, – полоса с чередующимися цветовыми пятнами главных и второстепенных, насыщенных и ослабленных цветов. Большую роль играют тоновые контрасты. Выделяя те или иные участки изображения, они делают их то более заметными, то затухающими. Ритмическое повторение одного или нескольких узоров орнамента называется раппортом. Орнаментальная полоса на основе раппорта может быть построена по нескольким схемам. Например, в одном случае мотив может быть расположен в направлении снизу вверх, в другом сверху вниз, то направо, то налево, либо поочерёдно. Основным условием построения орнамента является соразмерность всех его частей, плавность и ритмичность линий, образующих его. И, конечно, необходимо учитывать и уравновешенность частей узора. По материалам книги Е. Артамоновой «Бисер. Практическое руководство».
Сохраняй и делись с друзьями
Еще статьивсе статьи
Добавить работу